Что такое антифриз: как выбрать подходящий и для чего он нужен

chto-takoe-antifriz-i-kogda-ego-nuzhno-menyat Советы автовладельцу

Антифриз — неприметный, но незаменимый спутник каждого автомобиля. Эта охлаждающая жидкость не только предотвращает замерзание двигателя зимой, но и поддерживает его оптимальную температуру круглый год. Разберемся, из чего состоит антифриз и как он работает.

Состав антифриза: ключевые компоненты

В основе любого антифриза лежит этиленгликоль — двухатомный спирт, который и обеспечивает жидкости морозостойкость. Иногда вместо него используют более экологичные пропиленгликоль или глицерин. Вторым ключевым компонентом является дистиллированная вода, которая обычно составляет около половины объема. А третьим — комплекс антикоррозийных присадок, защищающих металлы двигателя. Эта формула была разработана еще в 1920-х годах, заменив обычную воду, которая замерзала и способствовала коррозии и образованию накипи на деталях. Водителям приходилось постоянно сливать и заливать воду, что было крайне неудобно.

Что такое антифриз

Антифриз — важный элемент под капотом автомобиля. Его основная задача — охлаждать двигатель, отводя лишнее тепло при помощи циркуляции через систему, которую приводит в действие специальный насос. Однако его функции этим не ограничиваются. Антифриз также:

  • Не дает двигателю замерзнуть при минусовых температурах. Температура замерзания антифриза может достигать -40°C и ниже.
  • Предотвращает образование коррозии и накипи на деталях благодаря специальным присадкам.
  • Защищает резиновые шланги, уплотнители и пластиковые компоненты от высыхания и растрескивания.
  • Повышает температуру кипения охлаждающей жидкости до 105-110°C при атмосферном давлении и до 135-150°C при повышенном давлении в системе.

Словом, без антифриза мотор просто не сможет нормально работать при любых температурах окружающего воздуха.

krasnaya-ohlazhdayushchaya-zhidkost-foto

Сроки замены антифриза

Многие автовладельцы не задумываются о замене антифриза, считая это лишней тратой времени и денег. Но такая беспечность может дорого обойтись. Со временем присадки в антифризе теряют свои свойства, и жидкость перестает эффективно защищать двигатель от коррозии и перегрева. Скопившаяся ржавчина забивает каналы системы охлаждения, что грозит серьезными поломками — от забитого радиатора и поврежденного термостата до снижения мощности и КПД двигателя и даже его полного выхода из строя.

Так как часто нужно обновлять антифриз? Период замены зависит от типа жидкости:

  • Традиционные силикатные (G11) — каждые 2 года или 30-40 тыс. км пробега
  • Карбоксилатные органические (G12, G12+) — раз в 4-5 лет или 120-150 тыс. км
  • Лобридные (G12++, G13) — до 10 лет или 250 тыс. км, фактически на весь срок службы авто.

Если же вы эксплуатируете машину в тяжелых условиях (частые пробки, бездорожье), меняйте антифриз чаще рекомендованного. Также следите за его уровнем и состоянием: если жидкость опустилась ниже минимума, помутнела или в ней появился осадок, пора посетить сервис.

volkswagen-tiguan-pod-kapotom-foto

Цвета антифриза

Если вы думаете, что яркие цвета антифризов — красный, зеленый, синий, желтый — имеют какое-то особое значение, то мы вас разочаруем. В действительности, цвет охлаждающей жидкости никак не связан с ее характеристиками, типом присадок или сроком службы. Производители добавляют в антифризы красители по трем причинам: привлечь внимание потребителей, облегчить поиск утечек и отличить свой продукт от конкурентов. По сути, это чистый маркетинг. Единого стандарта нет, каждый бренд волен окрашивать антифриз по своему вкусу. Так что не стоит слепо доверять этикеткам вроде «красный — 5 лет, зеленый — 2 года». Ориентируйтесь на реальные допуски и рекомендации автопроизводителя, а не на цвета и рекламные трюки.

zheltyj-i-fioletovyj-antifriz-koncentrat
Фото использовано в качестве иллюстрации

Типы антифризов: разбираемся в классификации

Разнообразие антифризов на рынке может сбить с толку даже бывалого автовладельца. Помимо богатой цветовой гаммы (красный, зеленый, синий, фиолетовый — глаза разбегаются!), охлаждающие жидкости различаются по составу присадок-ингибиторов коррозии. Самая распространенная классификация, предложенная концерном Volkswagen, включает 5 основных типов:

  • G11 — традиционный, содержит неорганические силикатные присадки. Образует оксидную пленку на деталях, недолговечен, может ухудшать теплообмен. Близкий аналог — наш старый знакомый тосол.
  • G12 — современный органический антифриз на основе карбоксилатов. Не дает накипи, отлично защищает алюминий, обеспечивает идеальный теплоотвод. Служит до 5 лет.
  • G12+, G12++ — гибриды, сочетающие органические и неорганические компоненты. Разумный компромисс между защитой и ценой. Меняются раз в 3-4 года.
  • G13 — экологичный антифриз нового поколения на основе пропиленгликоля. Содержит лобридные органо-минеральные присадки, обеспечивает максимальный срок службы.

И помните: яркий цвет не гарантирует качество! Это просто краситель, который каждый производитель выбирает по своему вкусу. Четких стандартов нет.

antifriz-v-bochke-foto

Можно ли смешивать антифриз

Смешивание разных охлаждающих жидкостей — рецепт катастрофы для двигателя. Казалось бы, какая разница, ведь цвет-то одинаковый! Но разные по составу присадки при смешивании вступают в реакцию, образуя нерастворимый осадок. Последствия плачевны:

  • Забитые каналы системы охлаждения и перегрев мотора.
  • Разрушение резиновых деталей.
  • Ускоренная коррозия металлов.

Чтобы избежать проблем, заливайте только антифриз того типа, который рекомендован производителем именно для вашей модели авто. Информацию можно найти в сервисной книжке, на сайте автоконцерна или получить в фирменном сервис-центре. Можно также купить антифриз, выпускаемый под брендом вашего автопроизводителя, — не ошибетесь.

Концентрат или готовый антифриз — что лучше?

Охлаждающие жидкости бывают двух форм: концентраты и готовые к использованию антифризы. В чем между ними разница и какой вариант лучше выбрать?

Концентрат — это чистый этиленгликоль или пропиленгликоль с пакетом присадок, но без воды. Его необходимо разбавлять дистиллятом в пропорции, рекомендованной производителем (обычно 1:1, реже 2:1 для холодного климата). Плюсы концентрата — возможность самостоятельно регулировать температуру замерзания и меньший объем при хранении и транспортировке. Минусы — нужно точно соблюдать пропорции, использовать только дистиллированную воду, есть риск ошибиться.

Готовый антифриз уже содержит дистиллят в нужной пропорции. Его главное преимущество — можно заливать в систему охлаждения сразу, без разведения. Это исключает ошибки и экономит время. Из минусов — больший вес и объем при перевозке, невозможность регулировать концентрацию. Готовые антифризы обычно рассчитаны на температуру замерзания до -40°C (также есть -21°C, -35°C и т.д.). Обязательно обращайте внимание на указанную температуру на упаковке.

Выбор между концентратом и готовой жидкостью зависит от ваших потребностей и предпочтений. Для регионов с суровыми зимами есть смысл разводить концентрат под более низкую температуру. Для средней полосы удобнее и проще использовать уже готовый антифриз. Главное — строго соблюдать рекомендации автопроизводителя и не смешивать разные продукты.

antifriz-zelenogo-cveta-v-butylke
Фото использовано в качестве иллюстрации

Как проверить уровень антифриза

Следить за уровнем охлаждающей жидкости нужно регулярно — как минимум, при каждой заправке. Сделать это очень просто:

  1. Найдите под капотом расширительный бачок — он соединен с радиатором и обычно изготовлен из полупрозрачного пластика. На нем может быть надпись Coolant, его символ в виде термометра или маркировка типа антифриза (G11, G12 и т.д.)
  2. Установите машину на ровной площадке и заглушите двигатель. Дайте ему остыть 15-20 минут — проверять антифриз на горячем моторе опасно!
  3. Посмотрите на шкалу сбоку бачка — она может быть с отметками Min-Max, Low-High, Cold-Hot. Уровень яркоокрашенного антифриза должен быть между ними, ближе к максимуму.
  4. Если антифриза не видно или он едва достигает нижней отметки — требуется долить жидкость.

Важно: проверяйте уровень только на холодном моторе! На прогретом антифриз расширяется и его уровень повышается, что может ввести в заблуждение. Также обратите внимание на цвет и прозрачность жидкости — помутнение, осадок, ржавчина говорят о необходимости замены.

Как долить антифриз

Если уровень охлаждающей жидкости упал ниже нормы, ее нужно долить. Вот правильный алгоритм действий:

  • Приобретите антифриз того же типа и производителя, что уже залит в систему. Внимательно сверьте маркировку, не покупайте подделки у сомнительных продавцов!
  • Дождитесь полного остывания двигателя. Откручивать крышку на горячем очень опасно — можно получить ожог паром или струей кипятка.
  • Отверните пробку расширительного бачка и медленно долейте антифриз до уровня чуть ниже максимальной отметки. Используйте воронку, не проливайте жидкость мимо.
  • Надежно заверните крышку. Запустите двигатель на 10 минут, дайте антифризу циркулировать и прогрейте мотор до рабочей температуры (90-95°C).

Заглушите двигатель, дождитесь остывания и снова проверьте уровень. При необходимости — долейте еще немного.

А если нужно срочно долить буквально 100-200 мл? В этом случае можно воспользоваться обычной дистиллированной или фильтрованной водой. Не бойтесь, ничего страшного не случится. Ведь герметичная система охлаждения теряет объем именно за счет испарения Н2О через клапан в крышке расширительного бачка. Этиленгликоль и присадки улетучиваются гораздо медленнее. Так что небольшая доливка воды лишь компенсирует потери и не повысит температуру замерзания антифриза. Но злоупотреблять этим не стоит — в долгосрочной перспективе концентрация этиленгликоля все же упадет.

Некоторые важные нюансы:

  • Доливать концентрат в неразбавленном виде категорически нельзя! Только в виде заводской готовой смеси или предварительно разбавленный дистиллятом.
  • Если антифриза в бачке совсем не видно или его катастрофически мало — не стоит заливать больше максимума. Сначала нужно найти и устранить причину утечки.
  • При очень небольшой утечке (до 200 мл) можно долить простую дистиллированную воду. Она не нарушит пропорции компонентов и точку замерзания.
  • Если постоянно приходится доливать антифриз, и его уровень быстро падает — это верный признак неисправности. Нужно срочно ехать в сервис на диагностику.

Помните: регулярная проверка, своевременная доливка и замена антифриза — залог долгой и беспроблемной работы системы охлаждения. Не пренебрегайте этими простыми правилами!

Процесс заливки антифриза: правила и меры предосторожности

Полная замена антифриза — процедура посложнее, чем простая доливка. Ее обычно проводят в сервисе с интервалами, рекомендованными автопроизводителем. Но при желании можно выполнить ее и самостоятельно, вооружившись инструкцией, набором ключей, емкостью для слива старой жидкости и запасом нового антифриза.

Общий алгоритм таков:

  1. Подготовьте место для работы — ровная поверхность, противооткатные упоры для колес, хорошее освещение.
  2. Дождитесь полного остывания двигателя во избежание ожогов. Опасайтесь наклоняться над радиатором — при открывании крышки вас может обдать паром.
  3. Ослабьте хомуты и снимите нижний патрубок с радиатора, слейте старый антифриз в заранее подготовленную емкость. Не допускайте разливов, антифриз ядовит!
  4. Промойте систему охлаждения специальным промывочным составом или дистиллятом. Для этого залейте 4-5 л промывки в радиатор, запустите двигатель на 10-15 минут, слейте отработку.
  5. Установите на место патрубок, затяните хомуты. Плотно закройте краники и сливные пробки.
  6. Аккуратно залейте новый антифриз через расширительный бачок до уровня чуть ниже максимума. Заводите мотор только после полного заполнения системы, иначе можно повредить уплотнения насоса!
  7. Запустите двигатель и дайте ему поработать 10-15 минут на повышенных оборотах (1500-2000) для прокачки и удаления воздушных пробок. Проследите за уровнем, при необходимости долейте.
  8. Заглушите мотор, дождитесь остывания и долейте антифриз до нормы. Проверьте соединения на предмет подтеков, подтяните хомуты.
bachok-dlya-ohlazhdayushchej-zhidkosti-foto
Бачок для охлаждающей жидкости

Меры безопасности при работе с антифризом:

  • Этиленгликоль и тосол ядовиты, не допускайте их попадания в организм и на кожу! При проливах немедленно смойте водой с мылом.
  • Пары антифриза легко воспламеняются. Не курите, не зажигайте огонь, не допускайте искр при работе!
  • Надевайте защитные перчатки и очки. При попадании брызг в глаза — промойте большим количеством воды.
  • Не оставляйте открытые емкости с антифризом без присмотра в доступном для детей и животных месте.
  • Сливы отработки сдавайте в спецприемники, не выливайте на землю и в канализацию!
  • Не заливайте антифриз в бачок омывателя стекол — это может привести к потускнению фар и ЛКП кузова.

Подводим итог

Вот мы и разобрались во всех тонкостях и нюансах, касающихся антифриза — этой загадочной и незаменимой жидкости. Давайте вспомним главное:

  • Антифриз — не просто красивая цветная водичка, а сложный химический коктейль из этиленгликоля, воды и пакета присадок. Он не только охлаждает мотор, но и защищает его от коррозии, накипи и экстремальных температур.
  • Существует несколько типов антифризов, различающихся по составу и свойствам. Самые распространенные — традиционные G11, карбоксилатные G12 и лобридные G13. У каждого свои плюсы и минусы. Какой выбрать — подскажет руководство к вашему авто.
  • Антифриз — не вечный двигатель, его нужно периодически менять. Частота зависит от типа и варьируется от 2 до 10 лет и более. Ключевые признаки деградации — помутнение, осадок, ржавый оттенок.
  • Смешивать разные антифризы — идея так себе. Если присадки несовместимы, получите коктейль с нерастворимыми хлопьями и быстрой коррозией. Лучше доливайте точно такой же антифриз или, на крайний случай, дистиллят.
  • Уровень антифриза проверяют только на холодной машине по меткам MIN-MAX на расширительном бачке. Если жидкость ниже нормы — доливают, но в меру. Падение уровня более чем на 200-300 мл за короткий срок — сигнал для визита в сервис.
  • Покупая антифриз, ориентируйтесь не на цвет и рекламу, а на рекомендации производителя. В идеале — заливайте продукт, выпускаемый под маркой вашего автоконцерна. Так точно не ошибетесь.
  • Соблюдайте меры безопасности при работе с антифризом — он ядовит и огнеопасен. Не допускайте попадания на кожу и в организм, не оставляйте открытые емкости, сливайте отработку в спецприемники.

Вот, пожалуй, и все ключевые моменты. Теперь вы сами — гуру по части антифризов. Выбирайте правильную «охлаждайку», меняйте ее вовремя, следите за уровнем и будьте внимательны при доливке и замене. Пусть ваш автомобиль всегда будет в превосходной форме! Удачи на дорогах!

Андрей Качевский

Маркетолог, работаю в сфере ремонта автомобилей более 10 лет. Пишу статьи на тему автомобилей и всего что с ними связано.

Оцените автора
Автомобильный журнал Carsmag
Добавить комментарий