Гидроудар двигателя: невидимая угроза затопленных дорог

gidroudar-dvigatelya-chto-ehto-prichiny-priznaki-i-posledstviya ТО и ремонт

Летний ливень прошёл, оставив после себя настоящее водное царство на дорогах. Глубокие лужи, ручьи вдоль бордюров, внезапные броды там, где раньше был асфальт. Многие водители относятся к этому беспечно, но за самоуверенностью скрывается реальная опасность – гидроудар двигателя.

Гидроудар – главный враг автомобилистов в сезон дождей и наводнений. Это серьёзнейшее повреждение мотора из-за попадания воды в цилиндры при преодолении луж и бродов. Последствия, как правило, фатальны: заклинивший двигатель, огромные счета за капремонт. И от гидроудара не застрахован никто – пострадать может любой автомобиль, если на его пути окажется достаточно глубокая вода.

В этой статье мы максимально подробно разберём феномен гидроудара. Расскажем о его физической природе, причинах, признаках, последствиях и способах предотвращения. Особое внимание уделим ситуации с бензиновыми моторами. Поверьте, в дождливый сезон лучше потратить 10 минут на эту статью, чем получить гидроудар посреди лужи. Поехали!

Что такое гидроудар двигателя?

Гидроудар – это повреждение двигателя из-за попадания в цилиндры жидкости, чаще всего – воды. Звучит не так уж страшно, ведь моторы и так постоянно имеют дело с жидкостями – бензином, маслом, охлаждайкой. Но есть нюанс. Все эти технические жидкости сжимаемы, а вода – нет.

Представьте, что в цилиндре вместо топливно-воздушной смеси оказалось несколько десятков миллилитров H2O. Поршень начинает двигаться вверх, сжимая содержимое цилиндра. Но если газы сжимаются до определённого объёма, то вода несжимаема. В итоге нагрузки на стенки цилиндра, поршень, шатуны возрастают в десятки раз. Металл не выдерживает и разрушается. Давление жидкости достигает чудовищных 3000 атмосфер! Вот почему этот процесс называют гидроударом – это действительно мощный удар водой по деталям мотора.

white-car

Последствия гидроудара обычно фатальные для двигателя. Погнутые шатуны и клапаны, деформированные и расколотые поршни, трещины в блоке цилиндров – типичные повреждения после попадания воды в мотор. Фактически, встреча с H2O означает для двигателя неминуемую гибель. Ремонт в таких случаях сопоставим со стоимостью нового двигателя, а нередко и превышает её.

Причины возникновения гидроудара

Самая распространённая причина гидроудара – попадание в двигатель воды при езде через глубокие лужи и броды. Особенно рискуют любители быстрой езды по бездорожью и владельцы заниженных автомобилей. Кстати, в зоне риска не только внедорожники, но и обычные легковушки. Хватит всего 15-20 сантиметров воды, чтобы «хлебнуть» через воздухозаборник.

cars-in-car-service

Однако лужи – не единственные «друзья» гидроудара. Вода в двигатель может попасть и при сильных ливнях, и при наводнениях, и даже при мойке моторного отсека, если направить струю воды не туда. Фактически, любой контакт мотора с H2O потенциально опасен.

Признаки гидроудара двигателя

«А я и не заметил никакого гидроудара!» – заявляют некоторые скептики. Увы, гидроудар сложно не заметить. Попадание воды в цилиндры моментально сказывается на работе мотора. Основные симптомы:

  • Двигатель резко теряет мощность, начинает дёргаться и глохнуть. Происходит это из-за того, что вода не сжимается и мешает нормальному ходу поршней.
  • Из-под капота доносятся посторонние звуки – стуки, хлопки, скрежет. Это следствие механических повреждений из-за гидроудара – погнутые клапаны, деформированные поршни и т.д.
  • Из выхлопной трубы идёт белый дым. Это испаряющаяся вода, которая попала в цилиндры. Иногда дым бывает сизым – значит, попутно сгорает и моторное масло.

Если при проезде лужи вы наблюдаете эти признаки – немедленно глушите мотор и вызывайте эвакуатор. Дальнейшая езда практически гарантированно приведёт к серьёзной поломке двигателя.

Гидроудар и бензиновые двигатели

Хотя гидроудар опасен для любого двигателя внутреннего сгорания, бензиновые моторы страдают от него сильнее, чем дизельные. Причина в особенностях конструкции и работы бензинового ДВС.

В бензиновых двигателях топливо воспламеняется от искры, генерируемой свечой зажигания. При попадании воды на свечу, она может вызвать короткое замыкание и преждевременное воспламенение топливной смеси. Результат — детонация и еще более разрушительное воздействие на детали двигателя.

volkswagen-2.0-tsi

Еще, бензиновые моторы, как правило, работают на более высоких оборотах, чем дизельные собратья. Соответственно, при гидроударе поршень движется быстрее и наносит более сильный удар по воде и окружающим деталям. Все это приводит к тому, что последствия гидроудара для бензиновых двигателей часто оказываются более тяжелыми и дорогостоящими в ремонте.

Способы предотвращения гидроудара

Лучшее «лечение» гидроудара – это профилактика. Чтобы минимизировать риски попадания воды в двигатель:

  1. Адекватно оценивайте глубину луж и бродов. Помните, что уровень в 15-20 см уже опасен для большинства моторов. Если не уверены – объезжайте.
  2. При необходимости проезда водных препятствий выбирайте оптимальную скорость. Около 5-7 км/ч будет достаточно, чтобы не поднимать волну перед капотом.
  3. Для экстремальных условий установите дополнительную защиту. Шноркель – удлинитель воздухозаборника, выведет его подальше от воды. Сапун двигателя не даст воде проникнуть через систему вентиляции картера.
  4. Регулярно следите за состоянием уплотнителей и сальников, через них вода тоже может просочиться в мотор.
  5. Выбирайте для парковки места, которые при сильном дожде не будут затоплены.
  6. Если прогноз погоды передает сильный ливень, то лучше воспользоваться общественным транспортом или такси. Оставив автомобиль в безопасном месте.

В общем, будьте внимательны и не поддавайтесь на провокации луж. Помните, что вода и моторы – несовместимы в принципе.

Что делать при возникновении гидроудара?

Ну а если гидроудар всё-таки случился? Самое главное – не паниковать и действовать быстро:

  1. Немедленно заглушите двигатель! Каждая секунда его работы с водой внутри приближает капитальный ремонт.
  2. Вызывайте эвакуатор и транспортируйте автомобиль в сервис. Не пытайтесь завести мотор и дотянуть своим ходом!
  3. Диагностика и ремонт – только у профессионалов. Оценить масштабы бедствия сможет только опытный моторист при разборке двигателя.

И будьте готовы к серьёзным тратам. В лучшем случае отделаетесь заменой свечей, масла и чисткой цилиндров. В худшем – капремонтом мотора с заменой поршней, колец, шатунов и расточкой блока. А может и покупка нового двигателя. Счёт может идти на тысячи рублей.

Ремонт двигателя после гидроудара

Первым делом нужно оценить масштаб бедствия. Для этого механик должен провести диагностику:

  • Замерить компрессию в цилиндрах. Ее падение укажет на повреждение поршней, колец или клапанов.
  • Проверить состояние ГБЦ. На ней не должно быть трещин и следов деформации.
  • Осмотреть цилиндры эндоскопом. Это позволит выявить задиры и трещины на стенках.
  • Оценить состояние шатунно-поршневой группы. Шатуны не должны быть погнуты, а поршни – иметь сквозных отверстий.

По результатам диагностики составляется план ремонта. В него могут входить:

  • Замена прокладки ГБЦ. Это обязательная процедура, даже если прокладка выглядит целой.
  • Замена поршней и колец. Поврежденные детали необходимо заменить новыми.
  • Замена шатунов. Если шатуны погнуты, их также меняют.
  • Гильзовка или расточка цилиндров. Это необходимо, если на стенках цилиндров обнаружены задиры и трещины.
  • Замена клапанов и направляющих. Поврежденные клапаны подлежат безусловной замене.

skoda-motor-tdi

В особо тяжелых случаях, когда ремонт экономически нецелесообразен, двигатель просто меняют на новый или контрактный. Но даже после ремонта нужно соблюдать ряд профилактических мер:

  • Регулярно проверять состояние и уровень охлаждающей жидкости.
  • Следить за температурным режимом двигателя, не допуская перегрева.
  • Вовремя менять ремень или цепь ГРМ, следуя регламенту.
  • Использовать только качественные масла и антифризы, рекомендованные производителем.

Подведём итоги. Гидроудар двигателя – это серьёзная и распространённая проблема, которая может случиться с любым мотором. Чаще всего причина – вода, попавшая в цилиндры при езде через лужи и броды. Последствия гидроудара, как правило, фатальны для двигателя и оборачиваются дорогостоящим ремонтом.

Чтобы защититься от гидроудара, адекватно оценивайте возможности своего автомобиля при преодолении водных препятствий. Аккуратнее на мойке, в дождь и в паводок. При первых признаках попадания воды – немедленно глушите мотор и отправляйте машину на эвакуаторе в сервис.

Гидроудар лучше не «лечить», а предотвращать. Будьте бдительны и не испытывайте судьбу – тогда двигатель прослужит вам долго и без проблем. Надеюсь, эта статья была полезна, и вы извлекли из неё максимум. Удачи на дорогах и сухих колёс!

Андрей Качевский

Маркетолог, работаю в сфере ремонта автомобилей более 10 лет. Пишу статьи на тему автомобилей и всего что с ними связано.

Оцените автора
Автомобильный журнал Carsmag
Добавить комментарий