Летний ливень прошёл, оставив после себя настоящее водное царство на дорогах. Глубокие лужи, ручьи вдоль бордюров, внезапные броды там, где раньше был асфальт. Многие водители относятся к этому беспечно, но за самоуверенностью скрывается реальная опасность – гидроудар двигателя.
Гидроудар – главный враг автомобилистов в сезон дождей и наводнений. Это серьёзнейшее повреждение мотора из-за попадания воды в цилиндры при преодолении луж и бродов. Последствия, как правило, фатальны: заклинивший двигатель, огромные счета за капремонт. И от гидроудара не застрахован никто – пострадать может любой автомобиль, если на его пути окажется достаточно глубокая вода.
В этой статье мы максимально подробно разберём феномен гидроудара. Расскажем о его физической природе, причинах, признаках, последствиях и способах предотвращения. Особое внимание уделим ситуации с бензиновыми моторами. Поверьте, в дождливый сезон лучше потратить 10 минут на эту статью, чем получить гидроудар посреди лужи. Поехали!
Что такое гидроудар двигателя?
Гидроудар – это повреждение двигателя из-за попадания в цилиндры жидкости, чаще всего – воды. Звучит не так уж страшно, ведь моторы и так постоянно имеют дело с жидкостями – бензином, маслом, охлаждайкой. Но есть нюанс. Все эти технические жидкости сжимаемы, а вода – нет.
Представьте, что в цилиндре вместо топливно-воздушной смеси оказалось несколько десятков миллилитров H2O. Поршень начинает двигаться вверх, сжимая содержимое цилиндра. Но если газы сжимаются до определённого объёма, то вода несжимаема. В итоге нагрузки на стенки цилиндра, поршень, шатуны возрастают в десятки раз. Металл не выдерживает и разрушается. Давление жидкости достигает чудовищных 3000 атмосфер! Вот почему этот процесс называют гидроударом – это действительно мощный удар водой по деталям мотора.
Последствия гидроудара обычно фатальные для двигателя. Погнутые шатуны и клапаны, деформированные и расколотые поршни, трещины в блоке цилиндров – типичные повреждения после попадания воды в мотор. Фактически, встреча с H2O означает для двигателя неминуемую гибель. Ремонт в таких случаях сопоставим со стоимостью нового двигателя, а нередко и превышает её.
Причины возникновения гидроудара
Самая распространённая причина гидроудара – попадание в двигатель воды при езде через глубокие лужи и броды. Особенно рискуют любители быстрой езды по бездорожью и владельцы заниженных автомобилей. Кстати, в зоне риска не только внедорожники, но и обычные легковушки. Хватит всего 15-20 сантиметров воды, чтобы «хлебнуть» через воздухозаборник.
Однако лужи – не единственные «друзья» гидроудара. Вода в двигатель может попасть и при сильных ливнях, и при наводнениях, и даже при мойке моторного отсека, если направить струю воды не туда. Фактически, любой контакт мотора с H2O потенциально опасен.
Признаки гидроудара двигателя
«А я и не заметил никакого гидроудара!» – заявляют некоторые скептики. Увы, гидроудар сложно не заметить. Попадание воды в цилиндры моментально сказывается на работе мотора. Основные симптомы:
- Двигатель резко теряет мощность, начинает дёргаться и глохнуть. Происходит это из-за того, что вода не сжимается и мешает нормальному ходу поршней.
- Из-под капота доносятся посторонние звуки – стуки, хлопки, скрежет. Это следствие механических повреждений из-за гидроудара – погнутые клапаны, деформированные поршни и т.д.
- Из выхлопной трубы идёт белый дым. Это испаряющаяся вода, которая попала в цилиндры. Иногда дым бывает сизым – значит, попутно сгорает и моторное масло.
Если при проезде лужи вы наблюдаете эти признаки – немедленно глушите мотор и вызывайте эвакуатор. Дальнейшая езда практически гарантированно приведёт к серьёзной поломке двигателя.
Гидроудар и бензиновые двигатели
Хотя гидроудар опасен для любого двигателя внутреннего сгорания, бензиновые моторы страдают от него сильнее, чем дизельные. Причина в особенностях конструкции и работы бензинового ДВС.
В бензиновых двигателях топливо воспламеняется от искры, генерируемой свечой зажигания. При попадании воды на свечу, она может вызвать короткое замыкание и преждевременное воспламенение топливной смеси. Результат — детонация и еще более разрушительное воздействие на детали двигателя.
Еще, бензиновые моторы, как правило, работают на более высоких оборотах, чем дизельные собратья. Соответственно, при гидроударе поршень движется быстрее и наносит более сильный удар по воде и окружающим деталям. Все это приводит к тому, что последствия гидроудара для бензиновых двигателей часто оказываются более тяжелыми и дорогостоящими в ремонте.
Способы предотвращения гидроудара
Лучшее «лечение» гидроудара – это профилактика. Чтобы минимизировать риски попадания воды в двигатель:
- Адекватно оценивайте глубину луж и бродов. Помните, что уровень в 15-20 см уже опасен для большинства моторов. Если не уверены – объезжайте.
- При необходимости проезда водных препятствий выбирайте оптимальную скорость. Около 5-7 км/ч будет достаточно, чтобы не поднимать волну перед капотом.
- Для экстремальных условий установите дополнительную защиту. Шноркель – удлинитель воздухозаборника, выведет его подальше от воды. Сапун двигателя не даст воде проникнуть через систему вентиляции картера.
- Регулярно следите за состоянием уплотнителей и сальников, через них вода тоже может просочиться в мотор.
- Выбирайте для парковки места, которые при сильном дожде не будут затоплены.
- Если прогноз погоды передает сильный ливень, то лучше воспользоваться общественным транспортом или такси. Оставив автомобиль в безопасном месте.
В общем, будьте внимательны и не поддавайтесь на провокации луж. Помните, что вода и моторы – несовместимы в принципе.
Что делать при возникновении гидроудара?
Ну а если гидроудар всё-таки случился? Самое главное – не паниковать и действовать быстро:
- Немедленно заглушите двигатель! Каждая секунда его работы с водой внутри приближает капитальный ремонт.
- Вызывайте эвакуатор и транспортируйте автомобиль в сервис. Не пытайтесь завести мотор и дотянуть своим ходом!
- Диагностика и ремонт – только у профессионалов. Оценить масштабы бедствия сможет только опытный моторист при разборке двигателя.
И будьте готовы к серьёзным тратам. В лучшем случае отделаетесь заменой свечей, масла и чисткой цилиндров. В худшем – капремонтом мотора с заменой поршней, колец, шатунов и расточкой блока. А может и покупка нового двигателя. Счёт может идти на тысячи рублей.
Ремонт двигателя после гидроудара
Первым делом нужно оценить масштаб бедствия. Для этого механик должен провести диагностику:
- Замерить компрессию в цилиндрах. Ее падение укажет на повреждение поршней, колец или клапанов.
- Проверить состояние ГБЦ. На ней не должно быть трещин и следов деформации.
- Осмотреть цилиндры эндоскопом. Это позволит выявить задиры и трещины на стенках.
- Оценить состояние шатунно-поршневой группы. Шатуны не должны быть погнуты, а поршни – иметь сквозных отверстий.
По результатам диагностики составляется план ремонта. В него могут входить:
- Замена прокладки ГБЦ. Это обязательная процедура, даже если прокладка выглядит целой.
- Замена поршней и колец. Поврежденные детали необходимо заменить новыми.
- Замена шатунов. Если шатуны погнуты, их также меняют.
- Гильзовка или расточка цилиндров. Это необходимо, если на стенках цилиндров обнаружены задиры и трещины.
- Замена клапанов и направляющих. Поврежденные клапаны подлежат безусловной замене.
В особо тяжелых случаях, когда ремонт экономически нецелесообразен, двигатель просто меняют на новый или контрактный. Но даже после ремонта нужно соблюдать ряд профилактических мер:
- Регулярно проверять состояние и уровень охлаждающей жидкости.
- Следить за температурным режимом двигателя, не допуская перегрева.
- Вовремя менять ремень или цепь ГРМ, следуя регламенту.
- Использовать только качественные масла и антифризы, рекомендованные производителем.
Подведём итоги. Гидроудар двигателя – это серьёзная и распространённая проблема, которая может случиться с любым мотором. Чаще всего причина – вода, попавшая в цилиндры при езде через лужи и броды. Последствия гидроудара, как правило, фатальны для двигателя и оборачиваются дорогостоящим ремонтом.
Чтобы защититься от гидроудара, адекватно оценивайте возможности своего автомобиля при преодолении водных препятствий. Аккуратнее на мойке, в дождь и в паводок. При первых признаках попадания воды – немедленно глушите мотор и отправляйте машину на эвакуаторе в сервис.
Гидроудар лучше не «лечить», а предотвращать. Будьте бдительны и не испытывайте судьбу – тогда двигатель прослужит вам долго и без проблем. Надеюсь, эта статья была полезна, и вы извлекли из неё максимум. Удачи на дорогах и сухих колёс!