Как часто нужно менять антифриз?

kak-chasto-nado-menyat-antifriz Советы автовладельцу

Система охлаждения – один из ключевых элементов автомобиля, от которого зависит стабильная и долговечная работа двигателя. Главный компонент этой системы – антифриз. Он отводит избыточное тепло от мотора, предотвращает его перегрев летом и замерзание зимой, а также защищает детали от коррозии. Но со временем охлаждающая жидкость теряет свои свойства и требует замены. Разберемся, как часто нужно обновлять антифриз и какие факторы влияют на этот интервал.

Почему так важно вовремя менять антифриз

Многие автовладельцы не придают большого значения состоянию охлаждающей жидкости. Мол, залил один раз – и забыл. Но антифриз – не просто расходник, а важнейший элемент системы охлаждения, от которого зависит «здоровье» двигателя. Вот почему регулярная замена ОЖ так необходима:

  1. Антифриз постепенно теряет свои охлаждающие и антикоррозионные свойства. Присадки, отвечающие за защиту от ржавчины, разрушаются, а в жидкость попадают продукты износа и загрязнения. Это приводит к ухудшению теплообмена, развитию коррозии и образованию отложений в системе охлаждения.
  2. При доливе воды (например, при утечках) концентрация антифриза снижается. Из-за этого повышается температура замерзания и кипения ОЖ, а также увеличивается риск образования накипи и засоров.
  3. В процессе эксплуатации антифриз загрязняется. В него попадают частицы металла, резины, пластика, а также масло через микротрещины в прокладке ГБЦ. Все это забивает каналы системы охлаждения и радиатор, нарушает циркуляцию и снижает эффективность охлаждения.
  4. Старый антифриз может стать причиной серьезных поломок: перегрева двигателя, прогара прокладки ГБЦ, деформации головки блока, растрескивания блока цилиндров и т.д. Ремонт или замена этих деталей влетит в копеечку.

Вывод очевиден – регулярная замена антифриза позволит продлить ресурс двигателя и избежать дорогостоящего ремонта. Осталось выяснить оптимальную периодичность этой процедуры.

zheltyj-i-fioletovyj-antifriz-koncentrat
Фото использовано в качестве иллюстрации

Через сколько менять антифриз: общие рекомендации

Единого регламента замены ОЖ не существует – все зависит от множества факторов:

  • Типа и качества антифриза. Современные карбоксилатные (G12) и лобридные (G13) антифризы служат дольше традиционных силикатных (G11).
  • Возраста и состояния автомобиля. В старых машинах с изношенным двигателем антифриз загрязняется быстрее и подлежит более частой замене.
  • Условий эксплуатации. Агрессивный стиль вождения, частые поездки на короткие дистанции, езда в пыльных регионах или мегаполисах с пробками ускоряют деградацию ОЖ.
  • Рекомендаций автопроизводителя. Они прописаны в сервисной книжке и могут варьироваться от 2 лет до «пожизненной» замены.

Но в целом, с учетом этих нюансов, можно выделить такие ориентировочные интервалы замены антифриза:

  • Для большинства современных автомобилей с антифризом G12/G13 – раз в 5-7 лет или 150-200 тыс. км пробега.
  • Для машин старше 7-10 лет с традиционным антифризом G11 – раз в 2-3 года или 60-90 тыс. км пробега.
  • При тяжелых условиях эксплуатации (частые пробки, гоночный стиль езды, пыльные дороги и т.п.) – в 1,5-2 раза чаще, чем по регламенту.
  • При покупке подержанной машины – сразу поменять, если нет подтвержденной официально истории замен и информации о текущем антифризе.

Это, конечно, лишь общие рамки, а точные цифры лучше узнать у дилера или в сервисной документации к вашему авто. Но ориентироваться на эти периоды определенно стоит.

antifreeze-red-photo

Признаки «уставшего» антифриза: когда точно пора на замену

Бывает, что антифриз нужно обновить раньше регламента – при появлении характерных «звоночков». Вот самые явные из них:

  1. Изменение цвета и прозрачности. Помутнение, потемнение, ржавый оттенок сигнализируют о критическом уровне загрязнений и коррозии.
  2. Наличие осадка и взвесей. Хлопья, кристаллы, мелкодисперсные частицы забивают каналы системы и ускоряют износ насоса и других деталей.
  3. Следы эмульсии и масляной пленки на поверхности. Это признак попадания масла в антифриз через прогоревшую прокладку ГБЦ.
  4. Снижение уровня ОЖ при отсутствии видимых подтеков. Также может быть следствием завоздушивания системы и внутренних утечек.
  5. Посторонние звуки из-под капота. Шум, свист, бульканье при работе двигателя могут говорить о завоздушивании системы или кавитации в насосе из-за старого антифриза.

При любом из этих симптомов стоит как можно скорее поменять ОЖ. Но помните – сам антифриз не исправит серьезные поломки вроде прогара прокладки, так что сначала нужно устранить причину «болезни».

antifriz-zelenogo-cveta-v-butylke
Фото использовано в качестве иллюстрации

Последствия несвоевременной замены антифриза

Может показаться, что ничего страшного не случится, если проехать лишние пару тысяч километров со старым антифризом. Мол, все эти регламенты – выдумки производителей, чтобы продать побольше расходников. Но практика показывает, что экономия на охлаждающей жидкости выходит боком:

  1. Перегрев двигателя. Из-за отложений и низкой теплопроводности старого антифриза двигатель плохо охлаждается, его детали перегреваются и постепенно выходят из строя.
  2. Коррозия и течи. Истощенный присадками антифриз превращается в катализатор коррозии. Ржавчина разъедает патрубки, радиатор, уплотнения, и система начинает подтекать.
  3. Кавитационная эрозия. Из-за падения давления и образования пузырьков газа в жидкости возникает кавитация. Она разрушает крыльчатку и корпус водяного насоса, и помпа быстро сдается.
  4. Размораживание системы. Если вода в антифризе накопилась в избытке, он может замерзнуть при первых же ночных заморозках. Кристаллы льда способны порвать патрубки, радиатор и расширительный бачок.
  5. Закипание двигателя. Кипящий антифриз теряет свои охлаждающие свойства, и температура мотора подскакивает до критических значений. Это чревато задирами в цилиндрах, разрушением поршней и клапанов.

Счет за капремонт двигателя после всех этих «приключений» составит внушительную сумму. Оно того не стоит – проще и дешевле вовремя поменять антифриз.

bachok-dlya-ohlazhdayushchej-zhidkosti-foto

Нюансы самостоятельной замены антифриза

Процедура замены охлаждающей жидкости не так уж сложна, и многие автолюбители справляются с ней своими силами. Главное – соблюдать определенный порядок действий:

  1. Дождаться полного остывания двигателя и установить машину на ровной площадке. Заранее подготовить необходимое количество нового антифриза и емкость для слива старого.
  2. Открыть крышку расширительного бачка и сливную пробку на блоке цилиндров (если есть). Если пробки нет, открутить нижний патрубок радиатора и слить антифриз через него.
  3. Промыть систему дистиллированной водой или промывочной жидкостью для удаления загрязнений и остатков старого антифриза. Для этого залить 3-4 литра воды, завести двигатель на 10-15 минут, слить промывку и повторить процесс еще 1-2 раза.
  4. Залить новый антифриз через расширительный бачок до метки «MAX». Закрыть пробку, завести мотор и дать ему поработать 5-10 минут для прокачки жидкости. Проверить уровень и при необходимости долить еще.
  5. Осмотреть двигатель и патрубки на предмет подтеков. Убедиться в отсутствии воздушных пробок по наличию/отсутствию бульканья в расширительном бачке.

Важный момент – смешивать антифризы разных марок и цветов категорически не рекомендуется! Это может привести к выпадению осадка и ускоренному «старению» жидкости. Если точно не знаете, какой антифриз залит, лучше слейте его полностью.

podkapotnoe-prostranstvo-avto

Несколько советов напоследок

Чтобы антифриз служил дольше и лучше защищал двигатель, возьмите на заметку несколько рекомендаций:

  • Выбирайте только качественный антифриз от известных производителей. Подделки не имеют нужных присадок и моментально «скисают».
  • Ориентируйтесь на рекомендации автопроизводителя по марке и типу антифриза. «Родная» ОЖ лучше всего подходит для вашего мотора.
  • Регулярно проверяйте уровень и состояние антифриза. Обращайте внимание на цвет, наличие осадка, примесей, пены, постороннего запаха. Если что-то настораживает – лучше сразу поменять.
  • Используйте только дистиллированную или деионизированную воду для разбавления концентрата антифриза. Не доливайте воду из-под крана – в ней много солей и примесей.
  • Следите за «здоровьем» системы охлаждения в целом. Проверяйте термостат, датчик температуры, радиатор, патрубки и хомуты на предмет утечек и засоров.

И самое главное – не экономьте на антифризе и регулярном ТО системы охлаждения. Это избавит вас от множества проблем и расходов в дальнейшем.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что периодичность замены антифриза зависит от многих факторов – типа ОЖ, возраста авто, условий эксплуатации, рекомендаций производителя. В среднем этот интервал составляет 2-5 лет или 60-150 тыс. км пробега. Но ориентироваться нужно в первую очередь на состояние самой жидкости и рекомендации автопроизводителя.

При первых признаках «уставшего» антифриза – помутнении, осадке, следах масла и других «звоночках» – стоит сразу же провести внеплановую замену. То же касается и подержанных авто с неизвестной историей обслуживания.

Процедура замены несложная и доступна даже новичкам, но требует аккуратности и соблюдения некоторых правил. Используйте только качественный антифриз, не смешивайте разные жидкости, промывайте систему при замене и следите за уровнем и состоянием ОЖ в дальнейшем.

Помните – своевременная замена охлаждающей жидкости и забота о системе охлаждения в целом существенно продлевают жизнь двигателю и снижают риск непредвиденных поломок. А ведь именно этого мы и добиваемся, не правда ли? Удачи на дорогах!

Андрей Качевский

Маркетолог, работаю в сфере ремонта автомобилей более 10 лет. Пишу статьи на тему автомобилей и всего что с ними связано.

Оцените автора
Автомобильный журнал Carsmag
Добавить комментарий