Антифриз — незаменимый компонент, обеспечивающий бесперебойную работу системы охлаждения вашего автомобиля в любых температурных условиях. Но что если в один прекрасный момент вы обнаружили, что его уровень опасно низок, а на горизонте маячит только обычная H2O? Этот вопрос не дает покоя многим водителям: допустимо ли восполнить недостаток антифриза простой водой, не рискуя при этом «здоровьем» мотора? Пришло время разложить всё по полочкам и найти ответ на эту автомобильную дилемму!
Концентрат и дистиллированная вода: как разбавить
Многие производители предлагают охлаждающие жидкости исключительно в концентрированном виде, который включает этиленгликоль или пропиленгликоль, а также специальный пакет присадок для обеспечения смазки и защиты от коррозии. В чистом виде концентрат не заливается в систему. И у владельцев автомобилей возникают вопросы по его разбавлению. Какой водой разбавлять, как разбавлять, в какой пропорции и т.д.
Для получения охлаждающей жидкости с оптимальными характеристиками нужно развести концентрат антифриза дистиллированной водой, четко следуя инструкциям производителя по пропорциям. На упаковке охлаждающей жидкости практически всегда будет указано требуемые пропорции.
То, при какой температуре антифриз замерзнет или закипит, напрямую связано с тем, в каких пропорциях вы смешаете концентрат с водой. Скажем, если вы хотите, чтобы охлаждающая жидкость выдерживала морозы до -35°C или даже до -40°C, смешивайте концентрат и дистиллированную воду в равных долях (1:1). Для защиты до -30°C возьмите 2 части концентрата и 3 части воды. Ну а если в вашем регионе зимой не бывает холоднее -20°C, достаточно 1 части концентрата на 2 части воды.
Очень важно использовать именно дистиллированную воду, а не водопроводную.
Избыток воды снижает эффективность присадок, а недостаток (или отсутствие разбавления) может привести к разъеданию деталей. Летом разбавление особенно важно, так как вода быстрее испаряется, оставляя концентрат. Но к зиме обильно разбавленный летний антифриз нужно заменить.
Строго следуйте инструкциям производителя по смешиванию и не экспериментируйте с пропорциями самостоятельно. Это залог долгой и правильной работы системы охлаждения.
Можно ли доливать дистиллированную воду в антифриз
Если уровень антифриза немного упал, многие водители просто доливают в расширительный бачок немного воды. И в этом нет ничего страшного, если речь идет о 100-200 мл дистиллированной или хотя бы качественно отфильтрованной воды. Такое количество практически не повлияет на температуру замерзания и другие свойства антифриза. Но важно понимать, что это временное решение. При первой возможности нужно долить антифриз до нужного уровня, чтобы восстановить оптимальную концентрацию.
Можно ли доливать воду в антифриз
А вот использовать обычную водопроводную воду для разбавления антифриза категорически не рекомендуется. Даже малое количество неочищенной жидкости может стать причиной серьезных проблем:
- Ускоренная коррозия алюминиевых деталей двигателя из-за солей и примесей в воде;
- Образование накипи, засоров и отложений в каналах системы охлаждения;
- Ухудшение теплообмена и, как следствие, перегрев двигателя;
- Разрушение резиновых уплотнителей и прокладок агрессивными примесями.
Поэтому, если нет возможности долить дистиллированную воду, лучше воздержаться от разбавления антифриза вовсе. Особенно это актуально зимой, когда концентрация антифриза и так понижена, а состав находится на грани замерзания.
Экстренная замена антифриза водой: только в крайнем случае
Если антифриз почти полностью вытек из-за повреждения патрубка или радиатора, а до сервиса еще далеко, допускается залить в систему чистую воду. Но это исключительная мера, которая применяется только для того, чтобы доехать до места ремонта. Сразу после этого нужно полностью слить импровизированную «охлаждайку», промыть систему и залить новый антифриз. Эксплуатировать автомобиль с водой вместо антифриза нельзя: летом это грозит перегревом и закипанием, а зимой – замерзанием и растрескиванием блока цилиндров.
Последствия неправильного разбавления антифриза
Чем чревато регулярное разбавление антифриза водой или полный отказ от антифриза в пользу воды? Вот главные риски:
- Утрата антикоррозийных, антипенных и смазывающих свойств антифриза;
- Ускоренный износ, перегрев и выход из строя двигателя;
- Поломка водяного насоса, термостата, радиатора отопителя и других компонентов;
- Образование трещин в головке блока цилиндров из-за локального перегрева;
- «Размораживание» двигателя в сильный мороз со всеми вытекающими последствиями.
Ремонт двигателя после таких «экспериментов» с охлаждающей жидкостью обойдется в круглую сумму. Экономия явно не стоит риска.
Золотые правила обращения с антифризом
Чтобы система охлаждения работала как часы, а двигатель служил долго, нужно соблюдать несколько простых, но важных правил:
- Используйте только качественный концентрат антифриза от проверенных производителей. Разбавляйте его дистиллированной водой строго в рекомендованной пропорции.
- Регулярно проверяйте уровень и состояние антифриза. Если он стал мутным, приобрел неестественный оттенок или в нем появился осадок – пора полностью менять охлаждающую жидкость.
- Для доливки используйте антифриз такого же типа и цвета, который уже залит в систему. Смешивать разные антифризы категорически нельзя.
- Следите за герметичностью системы охлаждения. При появлении подтеков и луж антифриза сразу выявляйте и устраняйте течи.
- Производите полную замену антифриза с промывкой системы согласно регламенту – обычно раз в 2-3 года или каждые 60 000 км пробега.
Если требуется долить большой объем антифриза, выбирайте концентрат, а не готовую жидкость. Это позволит поддерживать необходимую концентрацию.
Что в итоге
Итак, подведем итоги в виде краткой памятки по правильному обращению с антифризом:
- Используйте качественный концентрат и разбавляйте его только дистиллированной водой.
- Строго соблюдайте рекомендованные производителем пропорции смешивания.
- Регулярно проверяйте уровень и состояние антифриза. Вовремя меняйте его полностью.
- Для доливки малых количеств можно использовать дистиллированную воду, но это временная мера.
- Никогда не заливайте в систему неочищенную воду – это путь к серьезным поломкам.
- В экстренной ситуации можно залить воду, но потом сразу промыть систему и залить новый антифриз.
- Следите за герметичностью системы охлаждения и устраняйте течи.
- Меняйте охлаждающую жидкость с промывкой системы каждые 2-3 года или 60 000 км пробега.
- Помните, что неправильное обращение с антифризом ведет к серьезным поломкам двигателя.
- Экономия на качестве антифриза и сервисе системы охлаждения – не лучшая идея. Последствия могут быть очень дорогостоящими.
Бережное и внимательное отношение к системе охлаждения, использование качественного антифриза и соблюдение правил его замены – залог длительной и безотказной работы двигателя. Удачи на дорогах!